Николай II — старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Сразу после рождения, 6 (19) мая 1868 года, был наречён Николаем.
Убийство Александра II, который скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала
по достижении совершеннолетия (для наследника), принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца, о чём извещалось высочайшим манифестом
Великое и знаменательное путешествие Царского Первенца на Восток отмечено и отчасти прервано на исходе своём неслыханным злодеянием. C чего начать? Мысли путаются. Страницы дневника кажутся окроплёнными кровью… До чего пришлось дожить! Что довелось увидеть! (князь Эспер Эсперович Ухтомский)
По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай для приобретения опыта в государственных делах назначается председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги.
Чудный, незабвенный день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой, ненаглядной моей Аликс, — написал наследник вечером в дневнике. — После 10 часов она пришла к т. Михен, и, после разговора с ней, мы объяснились между собой. Боже, какая гора свалилась с плеч; какою радостью удалось обрадовать дорогих Папа и Мама!
Смерть Императора Александра III. Эта была смерть святого! (запись в дневнике Императора Николая II от 27 мая 1894 г.).
Отныне нет больше разлуки, наконец, мы соединены, скованы для совместной жизни, и когда здешней жизни придет конец, мы встретимся опять на другом свете, чтобы быть вечно вместе. Твоя, твоя. (Запись рукой Александры Феодоровны в дневнике Императора Николая II от 27 ноября 1894 г.)
Вечно памятный для меня день, в течение которого я много-много выстрадал! Еще в час ночи у милой Аликс начались боли, которые не давали ей спать. Весь день она пролежала в кровати в сильных мучениях — бедная! Я не мог равнодушно смотреть на нее. Около 2 ч. дорогая Мама приехала из Гатчины; втроем, с ней и Эллой, находились неотступно при Аликс. В 9 час. ровно услышали детский писк и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой! (Из дневника Императора Николая II за 3 ноября 1895 г.)
Валентин Серов, «Коронация»
Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мамá и меня, день. С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в ½ 10. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!! (Из дневника Императора Николая II за 14 мая 1896 г.)
Второй светлый счастливый день в нашей семейной жизни: в 10:40 утра Господь благословил нас дочкою – Татьяной (Из дневника Императора Николая II за 29 мая 1897 г.)
Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются, при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств (Из циркуляра министра иностранных дел графа М. Н. Муравьёва).
Счастливый день: Господь даровал нам третью дочь — Марию, которая родилась в 12:10 благополучно! (Из дневника Императора Николая II за 14 июня 1899 г.)
Около 3 часов у Аликс начались сильные боли. В 4 часа я встал и пошёл к себе и оделся. Ровно в 6 утра родилась дочка Анастасия. Всё свершилось при отличных условиях скоро и, слава Богу, без осложнений (Из дневника Императора Николая II за 5 июня 1901 г.).
Слыхали о многих исцелениях сегодня и вчера. В соборе во время обнесения св. мощей вокруг алтаря случилось также одно. Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь!
(Из дневника Императора Николая II за 19 июля 1903 г.)
Вообще отовсюду трогательные проявления единодушного подъема духа и негодования против дерзости японцев. (Из дневника Императора Николая II за 27 января 1904 г.).
Ужасное злодеяние случилось в Москве: у Никольских ворот дядя Сергей, ехавший в карете, был убит брошенною бомбою, а кучер смертельно ранен. Несчастная Элла, благослови и помоги ей, Господи!
(Из дневника Императора Николая II за 4 февраля 1905 г.).
Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем. Согласие и единение царя и народа — великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем (Из манифеста).
История часто видела монархов, становившихся во главе победоносных армий для легких лавров завершения победы. Но она еще ни разу не встречала венценосца, берущего на себя крест возглавить армию, казалось, безнадежно разбитую, знающего заранее, что здесь его могут венчать не лавры, а только терния (военный историк Антон Антонович Керсновский).
Кругом измена и трусость и обман! (Из дневника Императора Николая II за 2 марта 1917 г.).
Поезд медленно тронулся. Серая людская толпа вдруг всколыхнулась и замахала руками, платками и шапками. Замахала молча, без одного возгласа, без одного всхлипывания. Видел ли Государь и Его Августейшая Семья этот молчаливый жест народа, преданного, как и Они, на Голгофское мучение иудами России. Жест, полный мистической священной тишины, безусловной любви, последнее «прости». Жест единения в предстоящих муках. (Полковник Н. А. Артабалевский)
Тоже чудный теплый день. В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города, и, наконец, просторная зала с аркою без дверей. Долго не могли раскладывать своих вещей, так как комиссар, комендант и караульный офицер все не успевали приступить к осмотру сундуков. А осмотр потом был подобный таможенному, такой строгий, вплоть до последнего пузырька походной аптечки Аликс. Это меня взорвало, и я резко высказал свое мнение комиссару. К 9 час., наконец, устроились. Обедали в 4 1/2 из гостиницы, а после приборки закусили с чаем.
(Из дневника Императора Николая II за 17 апреля 1918 г.)
Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 1/2 тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо. Прогулялся с Марией до обеда. Днем посидели час с четвертью в саду, грелись на теплом солнце. Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска?
(Из дневника Императора Николая II за 6 мая 1918 г.)
Николай Александрович стоит перед своей семьей лицом к Юровскому