15.11.1895 г. – 17.07.18

Татьяна (1897—1918) – вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Была наречена в честь мученицы Татианы. 

Из всех преподаваемых ей предметов Татьяна Николаевна предпочитала уроки музыки и танцев. На тех немногих балах, где она успела побывать, танцевала легко и красиво. Однако, как свидетельствовали хорошо знавшие ее люди, основой ее жизни были дом, хозяйство, рукоделие.

В 1911 назначена шефом 8-го Вознесенского уланского полка.

В 1914, с началом Великой войны, Татьяна Николаевна вместе с матерью и сестрой, великой княжной Ольгой Николаевной, «изволили прослушать двухмесячный курс и выдержать установленный экзамен по утвержденной программе», что позволило им стать сестрами милосердия военного времени, получив об этом соответствующие свидетельства. Кроме того, княжна являлась почетной председательницей «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий.

После февральского переворота разделила судьбу своей семьи: после ареста в Царском Селе, вместе с семьёй перевезена в Тобольск, затем в Екатеринбург. В Екатеринбурге Татьяна все чаще читала матери по ее просьбе «духовное чтение»: книги о житии Серафима Саровского и Божией матери, «Патерик Киево – Печерской лавры», Библию в коричневом переплете с лиловой, муаровой, почти выцветшей закладкой. Лилово – сиреневым был и дневник Александры Феодоровны, который Татьяна подарила ей на Новый год, смастерив обложку из куска ее шелкового шарфа. Титульный лист украшала надпись, сделанная по-английски, изящным, летящим почерком, чуть наискось, с неизменным парафом — росчерком: «Моей любимой, дорогой МамА, с лучшими пожеланиями счастливого Нового года. Пусть будет Божие благословение с тобой и защищает оно тебя всегда. Любящая дочь Татьяна».

Строки записей в дневнике Государыни. Последние.

«16 июля, вторник. Серое утро, позднее вышло милое солнышко. Бэби слегка простужен. Все ушли на прогулку на полчаса, утром. Ольга и я принимали лекарство. Татьяна читала духовное чтение. Когда они ушли, Татьяна осталась со мной, и мы читали книгу пророка Авдия и Амоса….

В восемь часов — ужин. Играли в безик с Н. В 10 – 30 – кровать. Температура воздуха -15 градусов».

Она помолилась перед сном и в 11 часов ночи свет в их комнате погас. Девочки и Алексей уже спали…

…Там, в мудрой и старой библейской книге, прочитанной Татьяной перед самою гибелью, есть странные, грозные, вещие слова: . Вот они:

« И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь…

Но хотя бы ты, как орел поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда я низрину тебя, говорит Господь».