Спаси Господи и помилуй на Новый 1917 год.

20 сентября 1914 года

«Знамение» и перевязка. У меня Копытов 103-го Петрозаводского полка, ранен в левое колено, Бахер 107-го Троицкого полка, рана коленного сустава. Были у других. Играли в кости с Карангозовым (на его койке), Ждановым и Кратом, весело. К завтраку дядя Мими. Был напутственный молебен в церкви. В 2.30 ездили проводить Папа душку. Едет в Ставку Верховного Главнокомандующего и так далее. Очень грустно. Спаси его Боже. Ходила с Анастасией пешком в склад. Чай с Мама. Обед тоже и с Марией и Дмитрием. После 10 часов спать. Солнце и ветер. 2 градуса.

21 сентября 1914 года

У Обедни были. Завтрак и обед с Мама. В 2.30 с ней мы 4 ездили в поезд Алексея, привезли более 200 раненых и 14 офицеров. Есть тяжелые. Чай пили у Ани. Она лежит с венами в коленке. В 4 часа поехали в наш лазарет. Зашли ко всем нашим и поехали в Большой госпиталь на перевязку. 29 новых раненых. Работали на трех столах до 6.30, вернулись к нашим. Перевязывала Чурокаева 286-го Кирсановского полка, ранен в голову. Берсенок 105-го Оренбургского полка, перелом правой голени, рана. Костиков 115-го Вяземского полка, ранен в бедро. С Карангозовым, Ждановым и Анастасией играли в кости, потом и с Мама. В 7.30 уехали. С 9 до 11.30 сидели у Ани с Николаем Павловичем, уютно, довезли его до вокзала. Папа благополучно приехал. Прогнали немцев из Сувалок и Мариамполя — неприятель отступает, слава Богу. Алексею лучше. Первая фаза луны.

21 сентября 1914 года

Была с Мама у обедни в пещерной церкви146. Заехали к Ане и на перевязку, у меня были Трошов 111-го Донского полка, убирали из левого бедра секвестры — пулю не вынули, слишком глубоко. Зиновьев 111-го Донского полка, вынимали осколок из правого плеча. Жебяков 112-го Уральского полка, в левую ногу. 

Сидели у наших. Снимались много — весело и уютно. Завтрак и чай с Мама. С Анастасией гуляли, работали в складе. В 6 часов поехали мы 2 к Ане. Там был Григорий Ефимович, Зина и княжна, все много и хорошо говорили. Обедали мы 4, а Мама в постели, так как очень болит голова. Получила от Папа телеграмму из Ставки. Все слава Богу. Ш. с казаками с ним. Кн. К. в Балаклаве. После 10 часов спать. Ясно, холодно. 1,75 градусов.


  1. Нижняя церковь Федоровского собора во имя Св. Пр. Серафима Саровского. По первоначальному проекту В. А. Покровского пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось для устройства отопления и «раздевальни» для нижних чинов. Однако вовремя строительства было решено воссоздать в целости временную Серафимовскую церковь в виде пещерного храма. Пещерным он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный ранее заложенным фундаментом.
  1. Уральский 112-й пехотный полк сформирован в 1863 г. из резервных и бессрочноотпускных чинов галицкого пех. полка.
  1. Зина — Зинаида Львовна Менштед (Манчтет).
  2. Один из районов в Севастополе.

23 сентября 1914 года

Мы вдвоем заехали к «Знамению» и к Ане за княжной и на перевязку. Мама лежит. Голова еще болит и сердце. Около 2 у меня были Осташов 111-го Донского полка, в спину и левую руку. Сельков 111-го Донского полка, в левую голень, и еще 3 офицеров. Михалевский 54-й Артиллерийской бригады, в стопу ранен, Степанов Семеновского полка, в правое бедро, и Тихомиров 111-го Донского полка, в левую ногу. Ко всем заходили. С Карангозовым на его койке сидели и уютно говорили. Завтрак и чай с Мама. Обед тоже и с Аней. В 2 часа мы ездили на молебен в убежище или приют семей запасных. Много детей. Погуляли и поработали в складе. Холодно — солнце, 2 градуса. Урок музыки. Был комитет. Мама получила от Папа письмо из Ставки. Алексею лучше.

24 сентября 1914 года

В 11 часов с Мама ездили на перевязку. Моему Гетанову вырезали из спины пулю, немного согнутую, а Семенову 93-го Иркутского полка из левой пятки. Был очень весел и смешон, когда просыпался — громко пел. Филиппович 111-го Донского полка ранен в правый локоть, плечо, и пуля где-то внутри, так что ему тяжело дышать. К нашим только на минутку зашли. Карангозов в кресле катался. Завтрак и обед с Мама. В 2 часа Татьяна и я были в Зимнем дворце. Молебен и открытие комитета оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Оттуда пошла принимать пожертвования у комендантского подъезда. Под[али] более 10000 рублей. Зашли к Мари — чай наверху и с Ал. В 6 часов лекция, а до [этого] Мама и я ездили к Ане и Григорию Ефимовичу, до 11-ти сидели у нее с Николаем Павловичем. Свезли его на станцию. Солнце. Луна. Очень холодно. Папа телеграфировал из Ровно, видел тетю Ольгу, поехал в Холм. Вечером 0 градусов.

25 сентября 1914 года

В 11 часов с Мама ездили на перевязку. Татьяниному Степанову 112-го Уральского полка отрезали большой палец левой руки. У меня были Дисеновский 17-го Стрелкового полка, ранен в правую голень. Фетчук 112-го Уральского полка, ранен в правую ступню. Чубкин 111-го Донского полка, ранен в правое предплечье. Сидели у [зачеркнуто] снимались, я на койке Карангозова. Завтракали с Мама. Днем погуляли и пошли к Ане. С 3 часов до после 4-х сидели у нее, и туда приехали наши раненые в две партии. Карангозов тоже. Он в первый раз выехал. Надеюсь, не устал. Заходили в склад. Чай с Мама у Алексея, он выходил сегодня. 3,3 градуса, вечером солнце, хорошо. Папа телеграфировал, был в Осовце, гарнизон бодр. То же в Вильне. Аня обедала. Около 11 часов спать.

29 сентября 1914 года

«Знамение» и перевязка. У меня Трошев 111-го Донского полка, ранен в левое бедро, бок. Чепанис 106-го Уфимского полка, ранен в грудь. Морозов 111-го Донского полка, ранен в правое бедро. У всех были. Мама снимала нас с нашими. Видела Ш. душку с конвоем  перед Большим дворцом. Завтрак, чай и обед с

Папа и Мама. Сидела в складе. Лекция у Ани. Бедный Олег умер от раны. «Паллада» взорвалась на морскую мину подводной лодки и утонула. Никто не спасся. Солнце, 3 градуса. Помоги, Боже.