Государыня Императрица Александра Феодоровна (Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 6 июня 1872 года
Из германского владетельного дома. Четвёртая из пяти дочерей Великого Герцога Людвига IV Гессенского и Рейнского и Великой Герцогини Алисы, второй дочери английской Королевы Виктории. Родилась в г. Дармштадте. Крещена 1 июля. Среди крёстных были будущий английский король Эдуард VIII с супругой и будущий Император Всероссийский Александр III с супругой.
Близкие ласково называли ея «Sunny» («Солнышко»). Первоначальное воспитание (сразу же после кончины матери) проходило под руководством отца, которого маленькая Аликс просто обожала, и старших сестёр, а также под присмотром гувернанток (одна из них – мисс Орчард – впоследствии приехала с молодой Царицей в Россию). Постепенно, однако, воспитание и образование юной Принцессы перешло в руки бабушки королевы Виктории, которой наставники должны были докладывать ежемесячно. В результате Аликс получила великолепное образование. К пятнадцати годам Она достаточно хорошо изучила историю, географию, арифметику и литературу. Впоследствии, уже будучи в России, Она поражала специалистов блестящим знанием латинских названий растений и птиц. Одинаково свободно говорила Она по-немецки и английски; неплохо знала французский.
С ранних лет тянулась к литературе, к которой большинство её сверстников было равнодушно: постоянно читала и конспектировала книги по философии и теологии. Ее знания в этих областях получили известность, и позднее она была удостоена степени док-тора философии Кембриджского университета. От матери унаследовала музыкальные способности: была хорошей пианисткой и исполнительницей романсов, обладала голосом меццо-сопрано. Разделяла она интерес родителей к творчеству Рихарда Вагнера. Были у принцессы Аликс и способности к живописи. Большие способности выказала Она к рукоделию (особенно хорошо вышивала и вязала). Всему этому, несомненно, способствовали превосходная память Принцессы, Ее трудолюбие и прилежание.
Впервые приехала в Россию в 1884 г. на свадьбу своей старшей сестры Елизаветы с братом императора Александра III великим князем Сергеем Александровичем, познако-милась с наследником престола великим князем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II). Вторично посетила Россию в 1889.
Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна противились браку сы-на и принцессы Алисы, предполагая женить его на принцессе Елене-Луизе-Генриетте, дочери Луи-Филиппа де Бурбон-Орлеанского графа Парижского. Колебалась и сама Алиса. Для неё был мучителен выбор между чувствами к любимому человеку и необходимостью смены веры (супруги наследников русского Престола обязаны были быть право-славными). Но, тем не менее, любовь все-таки победила. Настойчивость наследника и тяжелая болезнь самого императора заставили его поспешить с браком, и в апреле 1894 г. в Кобурге (Германия) состоялась помолвка. 22 октября 1894 приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III 1 ноября.
2 ноября 1894 г. приняла православие под именем Александра Фёдоровна. Все по-следующие годы Царская Семья неизменно отмечала этот день, причащаясь Святых Таин. В последний раз это произошло 23 года спустя в Тобольске в Благовещенском храме… 14 ноября в Санкт-Петербурге состоялось бракосочетание с императором Николаем II. Коронована вместе с супругом в Москве в мае 1896 г. Русский язык она начала изучать уже в России и до конца своей жизни говорила по-русски с акцентом, но не с немецким, а с английским. С супругом она предпочитала говорить по-английски, письма ему писала также на этом языке. По-русски она говорила больше всего с детьми, но и с ними преимущественно обращалась на английском или французском языке.
Царская семья жила идеалами Святой Руси и являла собой ярких ее представите-лей. Они любили посещать монастыри, встречаться с подвижниками, подвизавшимися в них. Государыня посетила блаженную Пашу Саровскую в Дивеевской обители. В 1916 г., посетив Новгород с его древними памятниками и святынями, она навестила юродивую, стосемилетнюю старицу-затворницу Марию Михайловну, жившую в Десятинном мона-стыре.
Не зная русских обычаев, не привыкнув к стране, обществу, Двору в качестве цесаревны, она была вынуждена сразу вступить в роль императрицы. Очень замкнутая по натуре, строгая и сдержанная во взаимоотношениях с людьми, она чувствовала себя хорошо только в своей семье. Она не любила ни придворной среды, ни петербургского светского общества. Только в первые годы после брака она часто посещала придворные балы и приемы петербургской аристократии, но затем постепенно все реже появлялась в обществе.
Она не умела поддерживать салонные разговоры, не умела вовремя улыбнуться или сказать какое-нибудь доброе и ласковое, но ничего не значащее слово и по существу сразу же восстановила против себя Двор, весьма негативно к ней относившийся. Александра Фёдоровна находилась в натянутых отношениях и со многими членами Императорской Фамилии; не сложились у нее отношения и со свекровью.
Императрица состояла шефом лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского кон-ного, а из числа иностранных — Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.
Проведя большую часть своей юности в конституционной Англии, Александра Фе-одоровна вслед за супругом стала рьяной сторонницей самодержавия. Она до конца была убеждена, что такая форма правления является наилучшей для страны. В качестве импе-ратрицы Александра Феодоровна никогда своих собственных властолюбивых стремлений не имела. Смыслом ея жизни было благо супруга-императора.
Один за другим у Царственных Супругов рождались Дети. Первое время рожда-лись девочки: 15 ноября 1895 г. – Ольга, 10 июня 1897 г. – Татьяна, 26 июня 1899 г. – Мария, 18 июня 1901 г. – Анастасия. По этому поводу в обществе неизменно язвили. Когда, наконец, 12 августа 1904 г. родился долгожданный Наследник и вскоре, к ужасу родите-лей, у него обнаружилась та самая болезнь, которой больше всего когда-то опасалась Государыня – гемофилия.
Все более замыкаясь в узком кругу семьи, она большую часть времени проводила в Царском Селе, Петергофе, Ливадии. Царская чета жила очень уединенно, последние годы почти исключительно в сравнительно небольшом и непарадном Александровском дворце Царского Села.
Неоднократно бездоказательно обвинялась либеральной прессой в шпионаже в пользу Германии.
После февральского переворота арестована в Царском Селе, затем вместе с семьёй перевезена в Тобольск, позднее – в Екатеринбург. Мученически погибла в возрасте 46 лет с супругом, детьми и свитой.